Почему самоубийство – грех, ведь это моё решение?

Самоубийство, как и любое другое убийство в глазах Бога – грех, так как давать жизнь и забирать её может только один Господь. Господь даёт закон Своему народу и говорит: «Не убивай» (Исход 20:13). Так же Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду (Матфея, 5:21). И тот человек, который подходит к грани самоубийства, должен понимать, что убивая себя, он грешит, и это ещё не всё, он после этого подлежит суду Божию, а это страшно – впасть в руки Бога Живого.

(Михаил Анискин, газета ВЕРУЮ, №3(23), июнь 2005).

Попытки самоубийства (суицидальные попытки)

Следует различать следующие суицидальные попытки:

  1.  Суицидальные попытки у психически нормальных людей;
  2.  Суицидальные попытки у наркоманов, токсикоманов, алкоголиков и больных с эндогенными интоксикациями;
  3. Суицидальные попытки у психически больных людей;
  4. Псевдосуицидальные попытки при истерии, когда человек желает обратить на себя внимание. При них обычно достаточно не делать истерика центром внимания и провести соответствующую беседу. Конечно, при отсутствии сопутствующих алкогольного или наркотического опьянений.
  5. Суицидальные попытки у одержимых бесами людей. После вхождения сатаны в Иуду, он совершил суицидальную попытку. Одержимость может быть причиной самоубийства. Доказательством тому служит пример с одержимым юношей, который бросался «в огонь и часто в воду» (Мф. 17:15).

Если человек с нормальной психикой имеет какие-либо внешние провоцирующие факторы (чувство вины, семейные драмы, банкротство, смерть близкого человека, тяжёлая соматическая (т.е. не психическая) болезнь, неудачи во взаимоотношениях с обществом), то у психически больных людей это состояние может возникать без видимых внешних предпосылок. Известно, что чаще заканчивают жизнь самоубийством дети самоубийц, чем люди, чьи родители умерли от других причин. Это можно объяснять двояко: будучи детьми, они, вследствие сиротства, находились в состоянии постоянной психической травмы, недополучили родительскую ласку, а также тем, что наследовали психические заболевания родителей-самоубийц.

Некоторым нравится размышлять на темы, связанные со смертью. Например, они смакуют мысли о том, как будут плакать родные, потеряв такого драгоценного человека как он, или как будет страдать от угрызений совести обидчик. Эти помышления доставляют удовольствие, потому что сатана старается обеспечить временное греховное наслаждение для такой заблудшей души. Игра с суицидальными мыслями, подкинутыми демоническими силами, отнюдь небезопасна. Потом они могут всё больше занимать сознание человека и привести к реальному самоубийству.

У психически здоровых людей суицидальные мысли могут возникнуть при выраженном чувстве вины. Это может произойти у тех, кто получил достаточно много информации о необходимом для христианина уровне личной святости и не смог жить в соответствии со своими представлениями. Состояние отчаяния случается не без участия клеветы дьявола, который, обличая, специально не показывает выхода из сложившейся ситуации. В любом случае, самоубийство – это следствие глубокого внутреннего кризиса в сочетании с отсутствием упования на Бога.

Люди, находящиеся в состоянии эндогенной и экзогенной интоксикации и абстиненции, так же, как и больные психическими заболеваниями, могут находиться в состоянии дезинтеграции сознания (нарушения типа сумеречного помрачения сознания и др.) и нуждаются в неотложной медицинской помощи.

Экзогенные интоксикации:
— наркотики (особенно ЛСД),
— некоторые лекарства (например, Димедрол у алкоголиков, Таривид у вполне здоровых людей), отравление угарным газом и пр.

Эндогенные интоксикации:
— дыхательная и сердечная недостаточности,
— почечная и печёночная недостаточности и пр.

Особенно следует выделить абстинентные психозы при наркомании и алкоголизме (делириозное помрачение сознания). У психически больных людей (а также в случаях интоксикации и абстиненции), при шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивном психозе, атеросклеротическом поражении сосудов головного мозга и др., могут быть:
— слуховые галлюцинации (голоса, подталкивающие человека к самоубийству),
— сумеречное помрачение сознания,
— истинная депрессия.

Со слов наркоманов, находящихся в состоянии депрессии, боль, испытываемая ими при членовредительстве (порезы при попытке вскрыть вены, ушибы и т.д.), не усугубляет, а облегчает их состояние. У наркоманов депрессия сочетается с психомоторным возбуждением.

Эти состояния не поддаются коррекции при помощи беседы, а требуют медикаментозной терапии в условиях специализированного стационара.

Помощь человеку, находящемуся на пороге самоубийства.

При разговоре с человеком, намеренным совершить самоубийство, если речевой контакт сохранён, следует выяснить:
— место его нахождения в настоящий момент (в случае телефонного разговора);
— каким способом и когда он планирует покончить жизнь самоубийством; имеет ли он при себе заряженный пистолет или другой какой-либо предмет, который представляет опасность для него и окружающих людей;
— не принял ли он какой-либо препарат, вызвавший галлюциноз, и не находится ли он в состоянии абстиненции;
— были ли у него самого или у его отца, матери, брата, сестры подобные состояния в прошлом;
— стоит ли он на учёте у психиатра и с каким диагнозом;
— место его жительства, телефон, координаты его родственников;

Важно понимать, что необходимо вовремя прибегнуть к помощи милиции и психиатрической бригады скорой помощи для предупреждения самоубийств у психически больных людей, потому что беседа и молитва им может не помочь ввиду помутнения их разума. Если удалось вступить в контакт с больным, то необходимо, не привлекая его внимания, убрать все предметы, которые могут послужить орудием нападения или аутоагрессии, помня, что состояние больного может измениться в любую минуту. Сочувствие, сопереживание, умение убедить, что собеседник пришёл помочь, спасти, облегчить муки, обеспечивает успех его визита. Беседа с больным должна происходить в ярко освещенном помещении, потому что темнота и полумрак усугубляют тревогу и страх, усиливают галлюцинаторные обманы. Если не удается убедить вооружённого больного в искренности намерений помочь ему, то на помощь вызывается милиция. В исключительных случаях приходится больных связывать (одеждой, простынёй, ремнём), сохраняя их жизнь, до приезда психиатрической бригады скорой помощи, однако это следует делать только в самых крайних случаях, при условии, что вы гарантированно сможете удержать больного.

План беседы с человеком, находящимся на пороге самоубийства в состоянии ясного сознания.

  1. Внимательно, не перебивая, выслушать. Дать понять собеседнику, что он принял правильное решение, позвонив по телефону доверия или обратившись к служителю (или другому намеренному помочь собеседнику) непосредственно.
  2. Убедить собеседника, что его проблема воспринимается серьёзно и Богом, и консультантом.
  3. Подчеркнуть, что Христос любит собеседника, и поэтому Он желает, чтобы приготовившийся к самоубийству знал:

— Право распоряжаться жизнью принадлежит только Богу, который дал её (Иов 33:4: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь»; Втор. 5:17: «Не убивай»; Пс. 35:10: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет»).

— Человек, принимающий решение лишить себя жизни, пытается избавиться от страданий с помощью смерти (Быт. 30:1: «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей; а если не так, я умираю»; Иона 4:2,3,8: «И молился он Господу и сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить… Когда же взошло солнце, навёл Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти и сказал: «лучше мне умереть, нежели жить»; 3 Цар. 19:4: «А сам |Илия| отошёл в пустыню на день пути, и, пришедши, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих»; Иов 6:8,9: «О, когда бы сбылось желание моё, и чаяние моё исполнил Бог! О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простёр руку Свою, и сразил меня!»; Иеремия 20:17-18: «За то, что он не убил меня в самой утробе – так, чтобы мать моя была мне гробом, и чрево её оставалось вечно беременным. Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии»). Но на самом деле он получит в случае самоубийства вечное, неизмеримо более сильное страдание! (Откр. 21:8: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнём и серою; это – смерть вторая», потому что они разорители храма Божьего, 1 Кор. 3:17: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы»).

— Самоубийство выгодно и нужно только Дьяволу, потому что он страстно желает сделать больно Богу, который так любит человека, что даже пошёл на позорную смерть ради его спасения (Ин. 10:10-11,28-30: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»).

— Что же, в конечном счёте, означает решение лишить себя жизни?

  • Неверие, что Бог может и хочет помочь человеку, намеренному лишить себя жизни. Это сознательное отвержение благодати Бога и плевок прямо в душу Господа, Который протягивает к идущему на самоубийство пронзённые за его грехи руки (Евр. 11:6: А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздаёт»; 1 Ин. 5:16: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился»).

— Христос – единственный ответ на все вопросы и страдания человеческой души (Кол. 2:9,10: «Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, И вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти»; 1 Кор. 10:13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так-чтобы вы могли перенести»). Поэтому нужно:

  • попросить у Него прощения (1 Ин. 1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды»; 2 Кор. 7:10а: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению»);
    попросить Его стать Господином всей жизни (2 Кор. 5:15: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего»);
  • принять Его утешение (Ин. 14:16: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек») через общение с другими христианами (Евр. 10:24,25: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного»), Слово Божье (Кол. 3:16: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу») и молитву (Фил. 4:6,7: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, – И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»). Господь обязательно поможет тебе!

4. Постарайтесь сохранить с ним контакт даже в случае успешной беседы. В случае сомнительного результата от разговора выясните обстоятельства, корректно задав необходимые вопросы (смотри Попытки самоубийства (суицидальные попытки).

(О помощи в случаях одержимости дьяволом и демонических влияний смотри соответствующие главы).

Могут ли спастись некоторые самоубийцы?

В ряде психических состояний человек становится невменяемым и «не знает, что делает». Часто это наблюдается при атеросклерозе сосудов головного мозга. Находясь в таком состоянии, люди могут отказаться от чтения Писания, необоснованно подозревать окружающих людей во враждебности, ложно обвинять родственников в том, что о них не заботятся и даже совершить непреднамеренное убийство или самоубийство. Во время совершения этих действий они «не знают, что делают», их разум замутнён. Они не несут моральной ответственности, Ин. 9:41а: «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха». Отсюда следует предположение, что не все самоубийцы потеряют спасение, а «слепые», разум которых был замутнён и они «не знали, что делали», спасутся.

Пример. Умирал от онкологического заболевания один священнослужитель, известный своей добродетелью и принципиальностью во всём, что касалось служения Богу. Когда истощение достигло крайней степени (буквально, остался скелет обтянутый кожей), были тяжкие постоянные изнуряющие боли, не снимаемые даже наркотиками, и жуткое чувство голода тогда, когда кушать ему было невозможно из-за поражения желудка). Находясь в этих страшных мучениях, он однажды попросил врача: «Введи мне лекарство, чтобы я умер! Прошу, сделай это! Ты видишь, как я мучаюсь!». Это была всего лишь минутная слабость страдающего человека. Как раз в эти дни, когда его состояние настолько ухудшилось, что он находился в полузабытьи, пришёл к нему его сын и тихо сидел у постели умирающего. Сын, тоже священнослужитель, в это время думал о том, где в этом иссохшем теле может теплиться вера. Вдруг отец сказал: «С верой у меня всё в порядке, сынок». Воистину, минутная слабость страдальца ничего не значила по сравнению с его жизнью, исполненной веры в Господа.

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: