Почему на меня держат зло?

Верю, что так или иначе неприятно осознавать, что на тебя держат зло. Конечно, кроме случаев, когда ты эту реакцию сам спровоцировал, чтобы помешать кому-то иметь в сердце мир. Но предположим, что у нас чистые мотивы, и мы никого не хотели оскорбить и обидеть. Жизнь показывает, что периодически те или иные люди по тем или иным причинам держат на нас зло, а порою и мы начинаем обижаться на кого-то, даже если стремимся быть добрыми и снисходительными людьми. Давайте поразмышляем, как вести себя христианину, если на него держат зло.

Почему на меня держат зло?

Христианская мораль учит нас, что прежде чем замечать недостатки других и что-то кому-то выговаривать и советовать по этому поводу, необходимо сначала удостовериться, что ты сам не имеешь таких недостатков и можешь служить хорошим примером для того, кому хочешь «преподать урок» как надо жить: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Библия. Матф. 7:3). А иначе это противно Божьему характеру, не приемлющему лицемерия, да и неэффективно, так как «объект перевоспитания» сам может хорошо видеть, что его «наставнику» далеко до совершенства и даже сам может это ему выговорить.
А обижаются на нас – как показывает жизнь – по самым разным причинам: порою мы действительно кому-то насолили или кого-то задели, осознавая или не осознавая результатов. Порою мы задеваем кого-то неосторожным словом, шуткой или поведением, которое в наших глазах просто пустяк из пустяков, а для кого-то становится кровной обидой, выводящей его из душевного равновесия и жгущее его годами и даже десятилетиями. Хорошо известен случай, когда большевистский лидер Троцкий обозвал Сталина посредственностью и, вероятно, именно потому стал его врагом и кончил свою земную жизнь убитый ледорубом спустя много времени.
Необходимо хорошо помнить, что мы, люди, разных темпераментов, воспитания, полов, мировоззрений и прошлого по-разному воспринимаем одни и те же поступки и события. Так, можно заметить, что женщины, порою, ввиду своей душевной чувствительности, очень болезненно относятся к тому, как поступают с ними их близкие мужчины (мужья и отцы), когда те не оказывают им того внимания, которое было ожидаемо: не поздравил вовремя, не то подарил, не то произнёс… Знаю случай, когда жена упрекнула своего мужа – спустя годы! – за то, что тот в день свадьбы не достаточно красиво проявил своё внимание к ней. Объективно говоря, её муж, наверное, действительно мог бы поступить как-то лучше. Но в его глазах это было просто «конечно плохо, можно было и лучше, но так получилось» и «бывает», а для его жены явилось как что-то крайне обидное, которое она, открыла только при случае, спустя много времени, чем очень озадачила и ранила своего супруга.
Иногда, вот так, не понимая, к чему это может привести, мы даже наживаем страшных врагов, которые, впоследствии, нам очень вредят, тогда когда мы и не думали и не гадали, что кому-то сделали больно.
Конечно, неправильно было бы с нашей стороны жить с патологическим страхом кого-то задеть и обидеть, но и всё же реальность показывает, что лучше лишний раз попросить прощение, проявить внимание и сдержать неосторожное слово, чем очнуться однажды от последствий того, что ты когда-то был толстокожим.
В то же время Господь учит нас не быть кладезем обид и непрощений. Быть или не быть в обиде — в нашей воле, а обижаться, вне зависимости от того действительно с тобою поступили плохо или нет, — это грех. Библия в Притчах 19:11 учит нас, что разумный человек не торопиться гневаться и хорошо быть снисходительным к чужим проступкам.

Как быть, если на меня держат зло?

Бесспорно, на этот вопрос нельзя ответить однозначно с применением для всех случаев жизни. Так как всё зависит от обстоятельств и в первую очередь от духовного и душевного состояния того, кто обижается и того, кто является объектом этой обиды. Однако в любом случае, держат ли на тебя зло за действительную или воображаемую обиду, Божье Слово советует нам искать мира и взаимопонимания с тем, кто обижается. Так Библия как минимум два раза прямо призывает нас иметь мир со всеми людьми (Рим. 12:18 и Евр. 12:14).
Как-то мой духовный лидер на тот период времени сказал мне, показавшуюся мне странной, на первый взгляд, вещь: «Хорошо просить прощения даже, если ты невиноват, потому что это сохраняет твои отношения с человеком, у кого ты просишь простить тебя». Согласитесь, что это звучит странно для очень многих людей, для кого-то это, может быть, выше его понимания. Всё же жизнь показывает, что это очень эффективно и практично. Как-то один старший пастор свидетельствовал, что, узнав о какой-то провинности одного из подотчётных ему служителей, полный справедливого гнева, решил его, как следует отругать. Но Господь побудил его сделать что-то невообразимое: попросить у этого служителя прощение. Не за что-то конкретное, а так: «может быть, я как-то тебя обидел». Это принесло очень хорошие результаты: прекрасные отношения и дальнейшее совместное плодотворное служение.
Удивительно? А на самом деле всё просто. Иногда, человека нужно душевно обогреть и понять, даже если он был в чём-то неправ. Не согласится с его неправильным поведением, а просто принять его таким, какой он есть и закрыть глаза на то негативное, что он сделал. И это может быть эффективнее, чем гневная нотация и упрёки. Вот, поэтому Божье Слово в Притчах 19:11 говорит нам, что благоразумие делает человека неторопливым для гнева и хорошо быть снисходительным с чужим проступкам. К тому же, быть склонным к упрёкам рискует лишиться друзей, а, ведь, друзья не так уж просто появляются в нашей жизни. Так в Притчах 17: 19 сказано, что тот, кто напоминает об обиде или провинности – удаляет от себя друга.
Ко всему очень часто бывает, что мы действительно провоцируем своим неправильным поведением чью-то обиду. Не то, чтобы это оправдывает обиженность того человеку, кого мы задели: плохо жить в обиде. Просто, ища мира с тем, кто на нас держит зло, нам следует, в первую очередь, проанализировать своё поведение. Очень вероятно, что мы действительно виноваты и попросить прощение для нас – это не просто способ сохранить хорошие отношения, а наш моральный долг.
И, конечно же, всегда нужно уметь прощать. Так учить Библия и здравый смысл. Любить – значит и прощать. Ведь, и вы хотите, чтобы с Вами так поступали?
Если же Вы виновны перед кем-то, также, из любви, признайте свою вину и попросите о снисхождении.

Как быть, если меня обидели, и я начинаю гневаться?

Меня обидели…Как часто это снами бывает. Со мною не посчитались. Меня унизили и оскорбили. Или даже меня предали.
Конечно, Господь нас создал с нормальным чувством любви к себе. И потому Слово Божье и учит любить ближнего, как самого себя: любовь к себе – это презумпция.
Согласен, что это больно и неприятно. Сам, являясь чувствительным человеком, иногда ощущаю душевную боль от чьего-то пренебрежения или другого неправильного поведения.
В применении к этому случаю Слово Божье сразу говорит тебе: «Стоп! Не торопись!» В Притчах 12:16, Господь разделяет между глупым и мудрым человеком: глупый быстро взрывается, а благоразумный скрывает оскорбление. Скрывать оскорбление в данном случае не является проявлением лицемерия: «сейчас смолчу, но мы ещё встретимся на узенькой тропинке»! Нет, остановится необходимо для двух вещей: первого — анализа того, что привело к тому, что с тобою так поступили – может быть, ты сам как-то этому посодействовал или это просто, не зависящее от тебя, чужое проявление воли — и второе – для сохранения в будущем добрых и тёплых отношений. Бурное и тем более публичное выражение гнева часто – не говорю всегда, так как бывают вариации – только может привести к худшему. Именно поэтому Библия даёт нам целый алгоритм последовательных действий для разрешения вопроса с братом, поступившим с тобою неправильно. Господь Иисус в Матфея 18:15-17 учит:

«15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»

Не проще ли сказать обидчику, что он негодяй и не сюсюкаться с ним? Нет, не проще. Встречаясь с человеком один-на один по поводу Вашего конфликта или недопонимания, Вы щадите самолюбие своего обидчика, а потому ему будет легче преодолеть барьер признания своей вины. Вы поможете этим и ему, и себе. Не исключено, также, что в процессе Вашей беседы или в процессе привлечения двух или трёх свидетелей предполагаемой обиды, окажется, что не всё так просто: у «обидчика» были на это свои объективные причины, просто Вы увидели это лишь со своей колокольни (в его понимании это вообще правильное поведение, и вы просто не знаете всех обстоятельств) или может статься, что Вы, не осознавая того, это спровоцировали и несёте свою часть ответственности. Господь бесконечно мудр!
Да, и согласитесь, что если Вы действительно любите кого-то, Вам его легко простить и понять.

Можно ли гневаться на обиду?

Можно и даже нужно. Бог не создал нас безвольными и бесчувственными куклами, но по Своему образу и подобию. А Бог гневается. И Библия, и жизненные обстоятельства свидетельствуют об этом. Просто важно понимать, как правильно проявить свой гнев и когда не надо проявлять гнева.
О том, когда не надо проявлять свой гнев мы уже говорили. Когда же это можно (нужно) и как это правильно сделать?
Если мы говорим о гневе, как о чувстве, то мы это не контролируем, а потому за это и не ответственны. Ведь, это просто наша боль, желание высказаться, выпустить наружу свои чувства. Но это пока на уровне чувств…
Гнев же в активном смысле, когда Вы это выражаете внешне – дело совсем другое. Иногда гнев нужно проявить крайне сдержанно – упомянутый «разбор полётов между братьями». Иногда – не всегда, а по необходимости! – это можно и нужно сделать публично и, порою, громко, но всё равно беззлобно. И это, обычно, необходимо, когда твой гнев несёт в себе послание для исправления того, за кого ты отвечает как лидер: родитель, учитель, начальник и т.д.
Так апостол Павел не раз писал об обличении и в Первом послании к Тимофею пишет наставление молодому пастору:

«Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.» (1 Тим. 5:20). И это тоже любовь, но сказанная на другом языке для конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Главное, чтобы это было с правильными мотивами и с желанием созидать, так наш Бог есть Любовь! (1 Иоанн 4:8).

author Источник: www.life4jesus.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: